Мост раскинулся над Дунаем, связывая будайскую площадь Сент-Геллерт с площадью Фёвам на пештском берегу, являясь как бы продолжением Малого бульварного кольца. Он связывает берега Дуная между мостами Эржебет и Пе- тёфи.

После завершения строительства моста Маргит в апреле 1876 г. динамично росли доходы от так называемых мостовых пошлин. На основании XXI статьи закона 1885 г., если годовой доход от мостовых пошлин превышает 650 тыс форинтов, разницу следует направить на строительство четвертого моста (третьим столичным мостом стал Соединительный железнодорожный мост). Такая ситуация сложилась уже в 1890 г., поэтому статья XIV закона 1893 г. предписывала строительство двух новых мостов (моста Свободы от площади Фёвам и моста Эржебет от площади ЭшЮо).

Мост свободы 2013

Проекты мостов были утверждены по результатам конкурса. Всего по двум мостам были присланы 74 проекта, из них 21 проект — на мост от площади Фёвам и 53 — на мост от площади Эшюо.

Международное жюри сочло лучшими проекты Яноша Фекетехази, ему же была поручена окончательная доработка проектов.

Строительство было начато в 1894 г., в 1895-м рке были установлены речные и береговые мостовые опоры.  4 октября 1896 г. мост торжественно открыл император и король Австро-Венгерской монархии Франц Иосиф I. Было отмечено, что последнюю металлическую заклепку названного его именем моста император забил сам, что символизировало полное завершение строительных работ. Мост стал носить имя Франца Иосифа

Через мост были проложены трамвайные пути, он был оснащен электрическим и газовым освещением. На нем разместили 12 дуговых, 8 электрических фонарей, а также 48 газовых ламп.

Мост свободы 2014

16 января 1945 г. отступавшая немецкая армия вместе с другими будапештскими мостами через Дунай взорвала и мост Франца Иосифа. Спустя месяц советские войска уже приступили к ремонту сохранившихся фрагментов моста с помощью понтонов и к демонтажу поврежденных фрагментов. С использованием опор моста был установлен временный понтонный мост, ставший первым после завершения штурма города мостом, связывающим Буду и Пешт.

Понтонный мост просуществовал с 15 марта 1945 до 10 января 1946 г. В этот день ледоход снес пять поддерживающих мост понтонов, что привело к обрушению конструкции. Части моста были выброшены на берег в Ладьманьоше. На несколько дней две части столицы вновь оказались изолированными друг от друга.

Восстановление моста началось весной 1946 г. Опоры на будайском и пештском берегах были укреплены, поврежденные части заменены. На все длинные решетины моста наварили пластины, что обеспечивало безопасность от излишнего их прогиба. Центральную часть моста изготовили заново на основании проекта 1894 г., с помощью плавучих кранов она была закреплена на должном месте. Фрагменты моста собирались на берегу в модули по 50 т весом, затем их поочередно устанавливали на место.

как пройти к мосту свободы

На мосту восстановили трамвайные пути, автомобильную дорогу и тротуары. Вся конструкция собиралась из поднятых из Дуная фрагментов старого моста разного качества. Для движения мост открыли 20 августа 1946 г., одновременно мост получил новое имя. Начиная с этого дня он носит имя мост Свободы. Этот мост был первым из восстановленных будапештских мостов, но он поменял свой оригинальный цвет на серый, потому что в тот период красок другого цвета не было. Свой оригинальный цвет мост вернул себе только после реконструкции 1984 г. Самая полная реконструкция моста была проведена в 20Й7—2008 гг., после чего он почти полностью вернул себе первоначальный вид.

Вызывает сожаление, что любой желающий без труда может забраться на высшую точку самого короткого из будапештских мостов. Если такое происходит, все движение по мосту, к досаде автомобилистов, прекращается. Приходится ждать, пока пожарные не решат этот вопрос…

Оставить комментарий